Подготовка к проверкам Росприроднадзора
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения организациями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. В РФ проведение проверок организаций регулируется ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.
В области охраны окружающей среды проверка объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, осуществляется Росприроднадзором, проверка объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю, осуществляется местными природоохранными органами (в г. Москве – Департамент природопользования и охраны окружающей среды; в Московской области – Министерство экологии и природопользования).
Согласно законодательству проверка Росприроднадзором может быть: плановой и внеплановой.
Проверка Росприроднадзором проводится не чаще 1 раза в 3 года. Ежегодный сводный план проверок можно найти на официальном сайте Генеральной прокуратуры. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения, посредством направления копии распоряжения или приказа органа осуществляющего проверку о начале проведения контрольных мероприятий Росприроднадзора.
Внеплановая проверка проводится при:
- истечение срока исполнения ранее выданного предписания;
- поступление в природоохранные органы обращений и заявлений о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- нарушение прав потребителей.
О проведении внеплановой проверки Росприроднадзором организации направляется уведомление не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В случае если в результате деятельности организации причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление организаций о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Срок проведения проверок Росприроднадзором не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
В распоряжении подразделения Росприроднадзора, осуществляющего проверку, обязательно указывается перечень документов, представление которых организацией необходимо при проведении надзорных мероприятий:
Документы, определяющие статус организации:
Документы, определяющие статус организации – устав, учредительный договор, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, информационное письмо об учете в ЕГРПО (коды ОКПО, ОКАТО, ОКОНХ), свидетельство ИНН, лицензии, штатное расписание, банковские реквизиты, приказ о назначении руководителя организации, для граждан и индивидуальных предпринимателей – копию паспорта.
Свидетельство о внесении в Реестр малого предпринимательства (если имеется).
Иные документы:
- Перечень объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении организации;
- Свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, находящееся в собственности юридического лица, или договоры аренды недвижимого имущества;
- Правоустанавливающие документы на земельные участки, находящиеся в хозяйственном ведении;
- Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля;
- Информационная справка о наличии арендаторов с указанием видов деятельности и условий аренды (порядок утилизации отходов, осуществление иных природоохранных мероприятий);
- План природоохранных мероприятий на год;
- Документы (свидетельства о повышении квалификации, удостоверения) о подготовке ответственного за природоохранную деятельность и обращение с опасными отходами;
- Приказ о назначении ответственного лица за природоохранную деятельность и обращение с опасными отходами и документы об организации экологической службы предприятия (если такая имеется);
- Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ПНООЛР или отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, представленная в уполномоченные органы исполнительной власти в уведомительном порядке;
- Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению опасных отходов I-IV классов опасности;
- Паспорта опасных отходов, оформленные на отходы I-IV классов опасности;
- Лабораторные измерения по подтверждению отнесения отходов к классам опасности для окружающей природной среды;
- Договора на вывоз и обезвреживание, использование, захоронение отходов производства и потребления;
- Талоны с полигонов ТБО, а также акты о сдаче отходов на использование, обезвреживание и размещение;
- Журналы учета движения и обращения с отходами, оформленный в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 г № 721 «Об утверждении порядка и учета в области обращения с отходами»;
- Статистическая отчетность по форме 2-ТП Отходы (сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за год);
- Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и образующихся отходах за год (вместе с балансом массы отходов);
- Документы, подтверждающие предоставления сведений в Сводный кадастр отходов производства и потребления г. Москвы и Талон природопользователя;
- Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, в т.ч. платежные поручения или иные бухгалтерские документы, подтверждающие своевременность перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- Проект нормативов ПДВ и Разрешение на выброс загрязняющих веществ;
- План-график ведомственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ;
- Данные о проведении производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (инструментальный контроль соблюдения установленных нормативов ПДВ на источниках выбросов в соответствии с планом-графиком производственного контроля, согласованным в составе проекта ПДВ, протоколы количественного химического анализа, проверка соответствия периодичности контроля, установленной в нормативах ПДВ);
- План снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и отчет о ходе выполнения плана в целях достижения ПДВ – проверяется в случае невозможности соблюдения нормативов ПДВ;
- Договор со специализированной лабораторией на проведение замеров на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с приложением заверенных печатью копий аттестатов аккредитации лабораторий, выполняющих исследования проб;
- Статистическая отчетность по форме 2-ТП Воздух;
- Паспорта на газоочистные установки;
- Журнал регистрации и оповещения о неблагоприятных метеоусловиях;
- Договор с ГУП «Мосводосток» на прием и отведение поверхностных сточных вод предприятия – 1, декларация -2;
- Договор с МГУП «Мосводоканал» на подачу питьевой воды и отведение сточных вод предприятия;
- Балансовая схема водопотребления и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора и сброса воды и точек передачи ее другим потребителям;
- Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект со сточными водами;
- Решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и дренажных вод;
- План-график отбора проб и производства анализов по контролю за сточными водами;
- Копии аттестатов аккредитации лабораторий, выполняющих лабораторные исследования проб воды;
- Журналы первичного учета по водопотреблению, водоотведению;
- Свидетельства о поверке средств измерений, используемых для учета объема сброса сточных или дренажных вод;
- Статистическая отчетность по форме 2-ТП Водхоз– сведения об использовании воды;
- Результаты (протоколы) проведения производственного экологического лабораторного контроля;
- Проектные данные очистных сооружений по производительности и степени очистки, регламент обслуживания очистных сооружений;
- Документы, подтверждающие проведение регламентных работ на очистных сооружениях и ливневых сетях;
- Документы, подтверждающие вывоз осадка и фильтрующей загрузки очистных сооружения;
- План водоохранных мероприятий по достижению норм допустимого сброса загрязняющих веществ, поступающих в водный объект со сточными водами;
- Общий журнал ухода за зелеными насаждениями, порубочные билеты, дендроплан, перечетная ведомость.
По результатам проведения проверок инспектором подготавливается акт проверки, в случае обнаружения нарушений выписывается предписание с указанием сроков устранения.
За отсутствие природоохранной документации предусмотрена ответственность:
Ст. 8.2 КОАП РФ. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении c отходами производства и потребления влечет наложение штрафных санкций: на юридическиx лиц – от 100 до 250 тыc. рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Ст. 8.41 КОАП РФ. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Ст. 8.21 КОАП РФ:
- Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
- Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.14. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.